Скачать шаблоны для cms Joomla 3 бесплатно.
Зелёные шаблоны джумла.

ГУК «ЦБС Бобруйского района»

Центральная библиотека

Отдел библиотечного маркетинга

 

 

БИБЛИОТЕКА

в правовом информационном

пространстве

 

методические рекомендации

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Библиотека – пространство правового просвещения

Организация работы

публичных центров правовой информации

Правовое просвещение избирателей

Использование информационных

правовых ресурсов сети Интернет

Список литературы

ПРИЛОЖЕНИЯ:

Выборы Президента Сказочной страны:

Театрализованная игра для младшего и школьного возраста

«Правда ли, что…:» правовая викторина

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Одним из главных признаков правового государства был и будет высокий уровень правовой культуры населения. Понятие правовой культуры неразрывно связано с понятием правового воспитания. Правовое воспитание каждой отдельно взятой личности ведет к созданию социально-активного и законопослушного общества, формирует культуру поведения человека в нем.

Важная роль в формировании правовой культуры возложена на библиотеки. Они все теснее сотрудничают с государственными и общественно-политическими структурами, последовательно участвуя в становлении гражданского общества. При этом библиотеки исходят из того, что важнейшим условием приобщения пользователей к социальной активности является их правовое просвещение.

Используя библиотечные формы обслуживания, библиотеки содействуют формированию и воспитанию правовой культуры и грамотности пользователей. В ходе проводимых мероприятий читатели осознают права и обязанности гражданина, видят в их соблюдении важнейшее условие своего гражданского становления.

Важнейшую роль в правовом просвещении населения играют публичные центры правовой информации (ПЦПИ), организованные на базе библиотек разных уровней. Их основная задача – создание системы информирования пользователей по вопросам законодательства и права.

Деятельность библиотек по правовому просвещению направлена на воспитание гражданина, любящего свою Родину, трудолюбивого, знающего свои права и обязанности, умеющего правильно оценивать свои поступки и поведение других людей. И особенно важно воспитать у гражданина умение анализировать и оценивать экономическую, политическую, социальную ситуацию в обществе.

 

БИБЛИОТЕКА – ПРОСТРАНСТВО

ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

Обновление общества, развитие демократического   правового государства – вот основные предпосылки формирования в Республике Беларусь единого информационно-правового пространства, обеспечивающего доступность правовой информации для всех структур общества и каждого гражданина в отдельности.

Для пропаганды правовых знаний в библиотеке необходимо проводить содержательную и разнообразную работу с использованием не только традиционных форм и методов, но и новых направлений. Выставочная деятельность библиотек позволяет оперативно знакомить с необходимой информацией и на должном уровне организовывать обслуживание пользователей.

Неординарный подход к организации и оформлению выставок будет способствовать активному обращению к ним. Вниманию читателей могут быть предложены различные выставки - выставки-информации, выставки-викторины, выставки-дискуссии, выставки-советы с названиями:

  • «Законодательство против наркотиков»;
  • «Семья - забота государственная»;
  • «Информационно-правовая поддержка молодой семьи»;
  • «Ликбез собственников жилых помещений»;
  • «В центре внимания – права молодежи»;
  • «Полезная социальная информация»;
  • «Государство, человек, право»;
  • «Законы на нашей стороне»;
  • «Право и бизнес»;
  • «Юридический компас»;
  • «Информация для деловых людей»;
  • «Ваши гарантии и компенсации».

Становлению гражданской позиции населения способствует знание государственной символики страны, которая оказывает особое воздействие на эмоции, влияет на сознание и поведение. Поэтому рекомендуется провести в библиотеках информационные часы по популяризации государственной символики, которые сыграют свою положительную роль в формировании уважения к символам государства:

  • «Символы страны – это гордость и честь»;
  • «Наш Герб и ниш Флаг – это символы свободы»;
  • «Три главных символа моей страны»;
  • «Знай символику страны»;
  • «Праздник Герба и Флага»;
  • «Овеяны славой Флаг наш и Герб»,
  • «Государственные символы - олицетворение независимости»;
  • «Символы открытости, мира и надежды».

Интересными будут исторические вернисажи «Символы Беларуси – вехи истории», «Государственная символика Республики Беларусь и история ее развития». Целесообразно осуществлять формирование пресс-папок «Геральдика», «Гербы государств», «Государственные символы Республики Беларусь», «Символы независимости: прошлое и настоящее».

Важное место в деятельности библиотек занимает информационное обслуживание пользователей, которое благодаря наличию электронных ресурсов обретает новый уровень качества и практически неограниченные возможности. Выпуски дайджестов, библиографических списков литературы, обзорных материалов, буклетов, памяток и закладок по правовой тематике призваны ориентировать пользователей в информационных потоках, учитывая их информационные запросы и потребности. Вот примерные темы таких изданий:

  • «Права семьи»;
  • «Права и обязанности безработных»;
  • «Молодая семья: правовое поле»
  • «Жилье: знать свои права»;
  • «Проблемы обеспечения прав инвалидов»;
  • «На заметку потребителю»;
  • «Потребительские знания – всем!»;
  • «Предпринимательство в Республике Беларусь»;
  • «Зашифрованная жировка»;
  • «Семья, наследство, право»;
  • «Лабиринты ЖКХ»;
  • «Призывнику на заметку»;
  • «Молодая семья: права, обязанности, льготы»;
  • «Льготы приемной семье»;
  • «Услуги ЖКХ и права потребителей»;
  • «Реклама: польза и спрос»

Библиотекам следует осуществлять работу по правовому всеобучу подрастающего поколения. Крайне важно, чтобы уже с детства молодые люди научились осознавать себя гражданами государства, положение которых четко регулируется правом, уяснили свою взаимосвязь с другими членами общества, прониклись чувством ответственности за свои поступки. В этой связи возможно ведение «Школ правового всеобуча», «Школ правовых знаний», «Молодежных школ права», дающих подросткам сумму правовых знаний в определенной системе. Программы таких занятий составляются с учетом уже имеющихся правовых знаний у учащихся.

Библиотекарям необходимо учитывать, что многие школьники считают, что они за правонарушения не несут никакой ответственности, что за них отвечают родители, учителя. Поэтому важным элементом правового просвещения и воспитания подрастающего поколения будет знакомство с действующим законодательством и формирование у них правильного представления о личной ответственности за совершение проступков.

Беседы целесообразно иллюстрировать яркими примерами, заботясь при этом об их воспитательном воздействии. Рекомендуются следующие темы:

  • «По ступенькам права»;
  • «Знать, чтобы не оступиться»;
  • «Защити свои права»;
  • «Подросток и закон»;
  • «Поступок или проступок»;
  • «Ты попал в милицию»;
  • «Проступок и преступление»;
  • «Соучастие в преступлении тоже преступление»;
  • «Об ответственности несовершеннолетних»;
  • «Кто в ответе?»;
  • «Твое свободное время»;
  • «Ели бы я знал закон…»;
  • «Без права на ошибку»;
  • «Мир детства – мир права»;
  • «Правовая компетентность подростка».

Ребят постарше можно знакомить с некоторыми вопросами трудового, уголовного и административного права:

  • «Труд регулируется и охраняется законом»;
  • «Береги жизнь и здоровье человека»;
  • «Закон и ты»;
  • «Правовые взаимоотношения членов семьи»;
  • «Подросток и трудоустройство».

Наилучшему освоению полученных знаний по определенной теме будет способствовать проведение мероприятий, проводимых в игровой форме: ролевые, деловые игры. Игровая ситуация в значительной степени затрагивает эмоциональную сферу личности, способствует формированию навыков общения в процессе овладения знаниями.   В создании игровой ситуации         школьники сопереживают своим героям, стремятся овладеть их морально-волевыми качествами, интенсивно перенимают опыт других, развивают навыки выбора альтернативных решений по отношению к действиям, поведению окружающих.

Преимущество ролевой игры перед другими формами правового воспитания в ее эмоциональном воздействии не только на участников, но и на зрителей. Присутствующие видят в исполнителе уже не просто участника, своего товарища, а специалиста или политического деятеля. При такой подаче правовые знания уже не только информация, но и важный фактор воспитания. Так интересно пройдет занятие «Подросток и правоохранительные органы: конфликты и взаимодействие». Участники в театрализованной форме могут разыграть ситуацию на тему: «Что делать, если вас задержала милиция», распределив между собой роли несовершеннолетнего, его родителей, сотрудников милиции, свидетелей. В ходе игры ребята получат возможность не только познакомиться с некоторыми правозащитными методиками и технологиями, но и получить первоначальные навыки применения их на практике.

Действенной формой пропаганды правовых знаний будут вечера вопросов и ответов, диспуты. Такие мероприятия пройдут интереснее, если подростки сами примут активное участие в их подготовке. Вечера необходимо посвящать определенным проблемам. Необходимо заранее определить вопросы, состав слушателей, а также круг специалистов: юристов, работников прокуратуры, милиции. Предметом диспута должна стать важная жизненная проблема, которая сможет вызвать острую полемику.

Работа по правовому просвещению пользователей требует от библиотекаря постоянного профессионального совершенствования. Сотрудник библиотеки должен следить за изменениями в законодательстве, быть в курсе всех потребностей и интересов пользователей.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

ПУБЛИЧНЫХ ЦЕНТРОВ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Залогом успешного функционирования публичных центров правовой информации (ПЦПИ), их опорной базой в осуществлении деятельности по правовому просвещению пользователей является полноценный фонд. Одним из основных направлений их работы должно стать полноценное формирование фондов документами правовой тематики во всех возможных видах: традиционном (печатные издания), электронном (на компьютере, компакт-дисках), сетевом (доступ к ресурсам Интернета).

Учитывая информационные потребности своих пользователей, сотрудники центров должны создавать свои собственные базы данных (БД) нормативных актов местных органов власти, а также фактографические и тематические картотеки по вопросам права: «Картотека полезных адресов», «Защита прав потребителя», «Пенсионное законодательство», «Государственная власть и управление в районе», «Нормативные акты районной администрации», «Местное самоуправление».

В картотеках за разделителями необходимо собирать фактографическую информацию, связанную с интересами местного населения и охватывающую такие социальные проблемы, как образование, здравоохранение, жилье, трудоустройство, транспорт, досуг и т.д.

 

 

Рекомендуемые разделы картотеки:

  • Трудовое право. Занятость населения. Охрана труда.
  • Социальное страхование. Налоги.
  • Жилье. Коммунальные услуги.
  • Земельный вопрос.
  • Образование.
  • Пенсионеры. Ветераны войны и труда.
  • Инвалиды. Дети инвалиды.
  • Военные. Призыв. Отсрочка.
  • Медицина. Здоровье. Гигиена.
  • Защита прав потребителей.
  • Благотворительность.
  • Социально-бытовая информация.

В целях обеспечения органов местной власти нормативно-законодательной информацией необходимо выделить из числа ее потребителей группу работников административных служб, депутатов. Для них могут быть подготовлены тематические папки-досье, содержащие статьи, публикации из книг и периодики, обзоры по определенной теме: «О работе местных органов самоуправления», «Социальное обеспечение», «Льготы, компенсации, выплаты», «Новое в законодательстве» и др. Для конкретного заказчика могут составляться индивидуальные деловые досье, носящие чисто адресный характер.

Ориентировать пользователей в информационных потоках призвана издательская продукция центров. Большое внимание должно уделяться созданию пособий малых форм на темы:

  • «Оформление наследства»;
  • «Льготы ветеранам труда»;
  • «Защити меня, закон!»;
  • «Настоящая цена кредита»;
  • «Как оформить субсидию»;
  • «Льготы, субсидии, выплаты»;
  • «Все о социальном пакете»;
  • «Права и обязанности супругов»;
  • «Подарить или завещать»;
  • «Безопасность начинается дома»;
  • «За что Вас могут оштрафовать на улице»;
  • «Гарантия и качество потребительских товаров»;
  • «Правовые основы военной службы»;
  • «Покупатель всегда прав»;
  • «Права и льготы женщин Беларуси».

Целесообразно готовить информационные материалы в качестве сопроводительного материала для проводимых мероприятий по правовой тематике. Выпуск подобной продукции сделает мероприятия центра более наглядными и запоминающимися для читателей, вызовет дополнительный интерес к предлагаемой теме.

Важной частью работы центров правовой информации является продвижение, пропаганда их деятельности. В рекламно-информационной деятельности центров необходимы:

  • организация информационных стендов: «Центр правовой информации», «Правовая информация», «Правовой навигатор», «Информируем. Предлагаем», «Правовая планета», «Правовой уголок», «Уголок правовых знаний», «Правовая неотложка»;
  • оформление плакатов или листовок с информацией о деятельности ПЦПИ, которые могут быть размещены при входе в библиотеку, непосредственно у входа в центр, расклеены в местах массового посещения граждан;
  • размещение информации о деятельности ПЦПИ в местных средствах массовой информации и на официальном сайте библиотеки.

В системе правового просвещения населения центры правовой информации занимают особое место. Их главная задача – повышение уровня правовой грамотности пользователей. С целью ее осуществления центрам необходимо использовать следующие эффективные формы работы по правовому просвещению: Дни правовой информации, Дни правовой культуры, Дни правовой грамотности, Дни правовых знаний, Дни права, Дни юридической книги и др.

При определении тематики Дней необходимо отталкиваться от актуальности, социальной значимости предложенной темы. В рамках этих комплексных мероприятий читатели смогут получить информацию по целому ряду вопросов, встретиться с юристами, специалистами различных ведомств, ознакомиться с материалами выставок, стендов.

Так, в программу мероприятия для основной группы пользователей следует включить:

  • встречи с представителями законодательной и исполнительной власти (органов местного самоуправления, органов социальной защиты населения, территориальных избирательных комиссий, правоохранительных органов и т.д.);
  • проведение информационных конференций, круглых столов социально значимой тематики (проблемы ЖКХ, здравоохранения, образования, занятости и др.);
  • встречи с юристами, адвокатами, правозащитниками с предоставлением бесплатных юридических консультаций;
  • обзоры законодательных и нормативно-правовых актов, комментариев и разъяснений к ним, книг и газетно-журнальных статей по праву;
  • оформление книжных выставок по заявленной теме.

Следует обратить внимание на то, чтобы программа Дня не была перегружена. Достаточно проведения двух-трех мероприятий правовой тематики для различных целевых групп (учащихся, пенсионеров, работающих граждан).

 

ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

Работа по повышению правовой культуры избирателей должна быть одним из важнейших направлений деятельности библиотеки. В тесном взаимодействии с избирательной комиссией, используя разнообразные формы просветительской деятельности, следует вести работу по повышению электоральной культуры избирателей, способствовать правовому информированию граждан и позитивному отношению к избирательным компаниям, придерживаясь при этом основного принципа – оставаться политически нейтральным ко всем кандидатам.

 

Для решения этих задач, обязательна организация уголков избирателя:

  • «Предвыборный марафон»;
  • «Читаем, думаем, выбираем»;
  • «Что такое выборы?»;
  • «Судьба родного края: наш выбор»;
  • «Избирателям о кандидатах»;
  • «Навстречу своему будущему»;
  • «Будущее создаем мы»;
  • «Кандидаты крупным планом»;
  • «Календарь избирателя»;
  • «Голосуем за будущее Беларуси»;
  • «Я - гражданин, я - избиратель»;
  • «Выборы: завтра начинается сегодня»;
  • «Наш выбор – наша судьба!»;
  • «Судьба страны: наш выбор»;
  • «Выбирай достойного»;
  • «Любознательный избиратель»;
  • «Навстречу своему будущему».

Размещать их рекомендуется в удобном для обзора месте, чтобы читатели могли с максимальным комфортом посмотреть представленные материалы. На них можно разместить нормативно-правовую информацию, периодические издания, литературу, посвященную выборам, избирательному праву и избирательному процессу, сведения о месте нахождения избирательной комиссии, расположении избирательных участков, расписание их работы и номера телефонов, данные о кандидатах и их предвыборных программах, издания малых форм: листовки, буклеты, памятки, посвященные истории выборов, процедуре голосования.

В период подготовки к выборам желательно создавать папки-досье как тематические, так и конкретно на кандидатов в депутаты:

  • «Кого мы выбираем, когда выбираем власть?»;
  • «Представляем кандидатов»;
  • «Кандидаты крупным планом»;
  • «Сделать выбор - наш долг и наше право»;
  • «Избирателям о кандидатах»;
  • «Вокруг избирательного права»;
  • «Навигатор избирателя»;
  • «По лабиринтам избирательного права»;
  • «Выборы на страницах газет»;
  • «Выборы: история и современность»

Неординарный подход к организации и оформлению выставок в рамках выборов будет способствовать активному обращению к ним пользователей. Вниманию читателей могут быть предложены различные формы выставок: выставки-информации, выставки-викторины, выставки-диалоги, выставки-дискуссии, выставки-портреты с названиями:

  • «Живи настоящим – думай о будущем»;
  • «Твой выбор, Беларусь»;
  • «Думай! Действуй! Выбирай!»;
  • «Определи судьбу страны»;
  • «Твое право на выбор»;
  • «Государство. Право. Выборы»;
  • «Читаем, думаем, выбираем»;
  • «Будущее создаем мы»;
  • «Судьба родного края: наш выбор»
  • «Будущее, которое мы обретаем»;
  • «Сделай правильный выбор».

Неоспоримую информационную ценность в предвыборный период представляет издательская продукция библиотек, поэтому необходимым является регулярное обновление рекомендательных списков литературы по теме избирательного права, издание буклетов, памяток, информационных листовок:

  • «Глобальная сеть в помощь избирателям»;
  • «Как защитить свои права на избирательном участке»;
  • «Воспользуйся правом выбора»;
  • «Азбука избирателя: основные термины и понятия»;
  • «Узнай о выборах больше!»;
  • «Правовая культура будущих избирателей»;
  • «Твой голос – самый главный»;
  • «В лабиринте избирательного права»;
  • «Активное отношение к выборам – активное отношение к жизни»;
  • «Есть ли выбор на выборах»;
  • «Я – будущий избиратель!»;
  • «Создай свое будущее – голосуй!».

Проведение Дней избирателя («Сделай правильный выбор», «Гражданином быть обязан», «Мы и наши права», «Избирком сообщает», «Тема дня – выборы») позволяют библиотекам активно сотрудничать с кандидатами в депутаты, членами избирательных комиссий. Такие встречи проходят в формате «вопрос-ответ», в ходе которых пользователи из компетентных источников узнают о работе избирательных комиссий, предвыборных программах кандидатов, наиболее важных и актуальных законопроектах.

В работе с молодыми избирателями наиболее приемлемы уроки правовых знаний и правовой культуры, часы информации, диспуты, дискуссии, т.е. мероприятия в которых они активно примут участие и смогут высказать свое мнение, отстоять свою точку зрения.

Для молодежи можно подготовить дискуссионную площадку на тему выборов и становления гражданской позиции молодых людей «Молодежь эпохи выборов». В рамках мероприятия предложить обсудить вопросы: кто и что способствует формированию сознания молодого поколения; как влияют средства массовой информации на молодежь и власть; что такое гражданская и политическая активность; почему надо принимать участие в выборах?

Во время проведения трибуны молодого избирателя «У тебя есть голос! Действуй!» старшеклассников рекомендуется познакомить с избирательной системой Республики Беларусь, призвать принять активное участие в обсуждении проблемы выборных технологий и становления гражданского общества.

 

Кроме того могут быть запланированы деловые игры, правовые ринги:

  • «Не упусти свой шанс»;
  • «Я - президент»;
  • «Выборы: права и обязанности»;
  • «Депутатский наказ»;
  • «Стоит ли идти на выборы»;
  • «Если б я был депутатом»;
  • «Я голосую за…»;
  • «Знаешь ли ты избирательное право?»;
  • «Азбука молодого избирателя»;
  • «Каждый в ответе за свой выбор»;
  • «Я голосую впервые»;
  • «Мы - молодые, нам выбирать»;
  • «Выборный марафон».

Для молодых людей, которым предстоит пойти на выборы впервые, можно провести вечер-обряд «Посвящение в избиратели».

Интересны также будут такие формы, как трибуна мнений «Ты - гражданин, а это значит…», диспут «Что мы выиграем или проиграем, если не пойдем на выборы?», защита кредо «Все на выборы! А зачем?», правовой урок «Будущее надо видеть сегодня», круглый стол «Мы выбираем будущее». В конце мероприятий можно вручить ребятам листовки, закладки, памятки «Молодому избирателю надо знать», «Твои избирательные права».

Работа библиотек с избирателями способствует творческому развитию личности, осознанию гражданского долга избирателей, расширению кругозора и информированности, повышению электоральной культуры избирателей.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ

ПРАВОВЫХ РЕСУРСОВ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Первенство во всем многообразии существующих   правовых ресурсов в Интернет по праву принадлежит Национальному правовому Интернет-порталу Республики Беларусь (pravo.by).

Формирование, ведение и обеспечение функционирования Портала, а также официальное опубликование правовых актов, включенных в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, посредством их размещения на Портале в соответствии с законодательными актами, осуществляется Национальным центром правовой информации Республики Беларусь.

Как и на любом сайте, пользователя встречают новости: общественно-политические и в области права. Так же предстает новая информация, касающаяся права и информационных технологий. Благодаря этому сайту можно узнать об изменениях в законодательстве зарубежных стран. Всю информацию можно просмотреть в развернутом виде. Статьи любого новостного раздела можно посмотреть в архиве. Архив включает в себя информацию за два последних года. На главной страничке размещена и иная актуальная информация: курсы валют, календарь правовых дат…

На данном Портале размещается также научно-практическая, учебная, справочная и иная информация в области права и правовой информатизации.

С помощью подробной карты   можно увидеть всю структуру сайта, но основу информационного содержания Портала составляет правовая информация (тексты правовых актов Республики Беларусь).

В 2008 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь «О порядке доведения до всеобщего сведения технических нормативных правовых актов ».

В соответствии с данным Указом создан Национальный фонд технических нормативных правовых актов (www.tnpa.by), в котором сосредоточены не только технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации, но и авиационные правила, зоогигиенические, ветеринарные, ветеринарно-санитарные нормы и правила, санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы, нормы и правила пожарной безопасности, нормы и правила по обеспечению технической, промышленной, ядерной и радиационной безопасности, нормы и правила по обеспечению безопасной перевозки опасных грузов, охраны и рационального использования недр, квалификационные справочники, государственные классификаторы технико-экономической информации, формы государственной статистической отчетности и указания по их заполнению, методики по формированию и расчету статистических показателей, формы ведомственной отчетности и указания по их заполнению, проекты зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей.

Для детей и подростков по инициативе администрации Президента Республики Беларусь Национальным центром правовой информации был создан Детский правовой сайт (mir.pravo.by).

Основная цель проекта – развить морально-нравственные качества ребят, воспитать чувство важности прав ребенка, а также последовательно выработать у них знания и навыки, которые помогут им в дальнейшем. Информация, размещенная на сайте, является адаптированной для детской аудитории, что помогает с легкостью разобраться в огромном количестве информационного материала, проанализировать его, запомнить и суметь применить в конкретных жизненных ситуациях.

Для достижения поставленной цели вся правовая информация подается в увлекательной и доступной форме, в том числе через игровые ситуации. Сайт состоит из двух основных частей: игровой и информационной. В игровой — ситуации, иллюстрирующие юридические проблемы, с которыми мы сталкиваемся в жизни - дома, в школе, на улице, в магазине.

Кроме того, на каждую из отраслей права (гражданское, семейное, административное и т.д.) пришлось по одному параграфу, в котором расположены документы, касающиеся правового положения детей, получения ими образования, трудовой деятельности. Очень удобно представлена информация, касающаяся ответственности, с помощью которой становится понятно за что, в каком возрасте и какую ответственность несет ребенок, подросток.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.         Илюшина, И. Популяризация правовой информации в структуре публичной библиотеки / Инесса Илюшина // Бібліятэчны свет. – 2011 . – №5. – С.20-21.

2.         Коринец, С. Правовое информирование пользователей: ЦГБ им. А.Макаёнка г.Гродно / С.Коркинец // Бібліятэчны свет. – 2006 . – №1. – С.17-19.

3.         Лаптик, Л. Формирование правовой культуры молодежи в рамках реализации проекта “Право и молодежь: век XXI” / Л. Лаптик //Бібліятэчны свет. – 2012 - № 1.- С.19-21.

4.         Массовая библиотека – пространство правовых знаний [Текст]: методические рекомендации / Быховская централизованная библиотечная сеть, Отдел библиотечного маркетинга; [составитель Т.Т. Коржова; редактор Е. Г. Крамачева; ответственный за выпуск Н. А. Корзо]. – Быхов: Быховская центральная районная библиотека им. Б. В. Стрельцова, 2013. – 28с . – 35 экз.

5.         Подростки в зоне риска: методические рекомендации библиотекам области по работе с трудными подростками / УК “Могилевская областная библиотека им. В.И.Ленина; Отдел маркетинга и библиотековедческой работы; [составитель Г.Н.Дятлова] . – Могилёв, 2009. – 27 с.

6.         Сарадоева, Т. Сучаснай бібліятэцы – быць!: Абухаўская сельская бібліятэка – інфармацыйна-прававы цэнтр // Бібліятэчны свет. – 2010 . – №4. – С.17-19.

7.         Чуба С., Конько, Е. Популяризация правовой культуры в молодежной среде / С. Чуба, Е. Конько // Бібліятэчны свет. – 2011. - № 5 . – С. 22-23.

8.         Хавалко, С. Роль публичного центра правовой информации в правовом просвещении населения / С. Хавалко // Бібліятэчны свет . – 2004. - №1 . – С. 12-15.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА СКАЗОЧНОЙ СТРАНЫ

театрализованная игра для детей младшего и

среднего школьного возраста

 

ВЕДУЩИЙ: Дорогие ребята, вы находитесь в территориально-избирательной комиссии. Наша работа заключается в том, чтобы проводить выборы. Мы выбираем Президента нашей страны, депутатов Государственной думы, Главу района, Главу города. Но вот недавно к нам обратился с просьбой домовенок Кузя, который живет в детской библиотеке. Что у него за просьба, он расскажет вам сам.

ДОМОВЕНОК КУЗЯ: У нас, ребята, в Сказочной стране, последнее время нет никакого порядка, все сказочные герои ссорятся между собой, каждый считает себя главным. Я решил обратиться к вам за помощью и выбрать кого-то одного. А главным в стране называют Президентами. Вот и нам в нашей стране нужен Президент. Выборы могут проводить только специальные органы, избирательные комиссии. Избирать президента Сказочной страны могут только дети. Я выдам вам удостоверения, что вы можете быть избирателями, а процедуру проведет председатель участковой избирательной комиссии.

ВЕДУЩИЙ: У всех удостоверения на руках, теперь вы являетесь избирателями. Чтобы провести выборы, нам нужно сначала выбрать избирательную комиссию. Комиссия будет состоять из трех человек. Давайте выберем вашего учителя и двух детей. Вы вправе предложить кандидатуры. (Выдвижение кандидатур).

Голосуем. Председателем комиссии я назначаю вашего учителя. Председателю выдается печать, бюллетени, протоколы об итогах голосования, которые ко¬миссия заполнит в конце голосования, после подсчета голосов. Итак, комиссия приступает к работе, а Кузя будет наблюдателем, он будет следить за тем, чтобы выборы прошли честно и справедливо.

Выдвижение кандидатов у нас прошло. На пост Президента выдвинулись: КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ, ЗОЛОТАЯ РЫБКА, КРАСНАЯ ШАПОЧКА, ГЕРДА, КОТ В САПОГАХ, ЗОЛУШКА, БАБА-ЯГА. Эти кандидаты включены в избирательный бюллетень.

Следующий этап выборов - это информирование избирателей и предвыборная агитация. Наши кандидаты подготовились и готовы изложить свои предвыборные программы, доказать своим избирателям, что они достойны быть президентом. Начнем в порядке расположения кандидатов в бюллетени. А вы, ребята, внимательно слушайте, вам предстоит ответственный выбор.

(Выступления сказочных героев - детей).

Переходим к главному этапу выборов - голосованию. Сейчас все вы по очереди подходите к избирательной комиссии, предъявляете документ, который вам выдал Кузя, и получаете бюллетень. В бюллетене должен быть поставлен любой знак в одном из квадратов напротив выбранного вами кандидата. Бюллетень, в котором не поставлен ни один знак, или поставлено более одного, считается недействительным.

(Всеобщее, тайное, равное голосование).

Дети подходят к избирательной комиссии, расписываются за получение бюллетеней в списке, заходят в избирательную кабинку, заполняют бюллетень и опускают его в урну. Избирательная комиссия проводит подсчет голосов, заполняет протокол, оглашает результаты. Вручение избранному лицу удостоверения. Поздравление. Награждение.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

ПРАВДА ЛИ, ЧТО…

правовая викторина

 

1.         Правда ли, что алкогольное опьянение является смягчающим вину обстоятельством при совершении преступления (Нет. Отягощающим)

2.         Правда ли, что мать имеет больше прав и обязанностей в отношении своих детей? (Нет. Родители пользуются равными правами и обязанностями в отношении своих детей)

3.         Правда ли, что уголовная ответственность наступает с 18 лет? (Нет. С 16 лет, с 14 за особо тяжкое преступление)

4.         Правда ли, что совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей? (Да. Кодекс о семье и браке Республики Беларусь, ст. 100)

5.         Правда ли, что ребенок-инвалид не имеет права поступать в высшее учебное заведение? (Нет. Закон «О правах ребенка, ст. 31)

6.         Правда ли, что все дети имеют равные права, независимо от происхождения, расовой, национальной принадлежности, пола, языка? (Да. Всеобщая декларация прав человека, ст. 6)

7.         Правда ли, что по достижении 16 лет только несовершеннолетние мальчики имеют право на трудовую деятельность? (Нет. Девочки тоже имеют такое право. Закон «О правах ребенка», ст. 24)

8.         Правда ли, что несовершеннолетние учащиеся Суворовского училища имеют право принимать участие в военных действиях? (Нет. Закон «О правах ребенка», ст. 33)

9.         Правда ли, что дети имеют право на тайну своей корреспонденции, телефонных и иных сообщений (Да. Закон «О правах ребенка», ст. 28)

 

 

Библиотека в правовом

информационном пространстве

(методические рекомендации)

 

 

Составитель Жанна Борисовна Воробьева

Редактор Любовь Ивановна Схаба

 

Государственное учреждение культуры

«Централизованная библиотечная

сеть Бобруйского района»

ул. Крылова, д. 44

213830 г. Бобруйск

Телефон 8 0225 717587

E—mail: с Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Уникальная программа снижения веса от Фаберлик.
Новинки косметики фаберлик на faberllena.ru